Игра

- Ты не расстраивайся – Олег бодро переставлял костыли, шустро двигаясь в сторону лифта. – «Княжество» игрушка хорошая. В-категория, конечно, зато высший сегмент. В вузах полно студентов, кто на ней раньше сидел.

Все верно, но игроков А или Б категорий в высших учебных заведениях куда больше.

Иллюзий насчет будущего я не питал – жизнь отучила. Твой социальный индекс складывается из индексов твоих родителей, оценок в школе, полицейского и медицинского досье, свидетельств участия в различных государственных программах. Понятно, что те, кто изначально имеет возможность учиться в престижной школе (читай: те, чьи мать и отец хорошо зарабатывают), в дальнейшем получают на тестировании более высокие отметки, их индекс растет, позволяя рассчитывать на льготы при поступлении в университет, а в дальнейшем обратить на себя внимание вербовщиков из крупных корпораций. Система устроена так, что от стартового пинка зависит чертовски многое.

Отца у меня нет. Мать работает менеджером в мелкой фирме, платящей микроскопические налоги, отсюда ее низкий социальный индекс. Учусь неплохо, но не гений. С другой стороны, со здоровьем проблем нет, равно как и конфликтов с законом, что радует. В общем, индекс третьей категории с перспективами перехода во вторую.

- Ты один из своего класса?

- Да. Остальные или в «Оборотнях», или еще ниже.

Не повезло. Мои друзья или просто хорошие знакомые в «Княжество» не попали, экзаменационных баллов не хватило, а с теми из одноклассников, кому хватило, мне самому играть не хочется. Кому-то не доверяю, с кем-то просто характером не сошелся.

- Жалко, командой легче. Первый! – двери лифта закрылись, принимая голосовую команду. Олег в раздумьях почесал затылок. – Ну, что тебе посоветовать… Главное – не торопись. Сначала новички попадают в Ясли, это район города, где не действуют общие правила. Драться нельзя, кроме как по договоренности, квесты легкие, воровства нет, учителей много, опыт и деньги заработать легко. Большинство пацанов, которых я знаю, старались побыстрее получить десятый уровень и выйти в большой мир. Зря.

- Почему?

- Они не использовали возможности Яслей и наполовину. Вот смотри: ты кем по игре стать хочешь?

- Магом воды или шаманом. Мне программировать нравится.

- Тогда почему не землю берешь?

- С математикой плохо, даже в личном деле написано – «классический гуманитарий».

- Понятно. Тогда вот тебе пример насчет магов. Инициацию в Яслях можно получить у колдуна Степана, волхва Светозара, ведуньи Настасьи и еще у кого-то, не помню по имени. Неважно. Что делают игроки? Процентов пятьдесят проходят инициацию, добирают уровни и уходят в общий город. Еще процентов сорок проходят инициацию, осваивают базовые навыки, попутно собирая умения и набивая уровни, и тоже уходят. Одна десятая часть соображает, что навыки вовсе не обязательно брать только у перса-наставника, а раскачивать умения – только по выбранному классу. Эти ребята развиваются серьезно, планомерно, им любой клан рад будет.

Так вот, я тебе рекомендую оставаться Яслях до тех пор, пока не освоишь по максимуму магических и хотя бы один базовый воинский навык. Задача, конечно, сложная, но за четыре месяца должен управиться.

- Воинский-то мне зачем?

- Первые уровней пятьдесят заклинания не спасают – пожал плечами Олег. – Бегать и драться придется много. Да и форму подтянешь лучше, чем на тренажере.

 

С чего начинается старшая школа? С влажной уборки.

Сенсорный костюм лучше протереть, причем тщательно, с химией. Неизвестно, кто им до тебя пользовался. Конечно, вирт-кабинки регулярно ионизируются и даже где-то раз в месяц приходит тетечка с роботом-чистильщиком, но я всегда был брезглив и предпочитаю в данном вопросе перебдеть. Среди пацанов, да и девчонок тоже, попадаются редкостные грязнули. Имел бы лишних двести тысяч и квартиру побольше, купил бы индивидуальную кабинку, но «чего нема, того нема». Не с нашими доходами.

Вроде бы, все прибрал, можно подключаться. По правилам первое погружение в виртуальную среду обитания производится в присутствии и под контролем одного из учителей или хотя бы назначенного ими ответственного, но когда это у нас в России соблюдались инструкции? Тем более, что к четырнадцати годам каждый подросток хоть раз, да в кабинках сидел. Дома, у друзей, в развлекательных центрах или еще где. Так что раздеваюсь, складываю вещи в шкафчик, натягиваю едко пахнущий костюм, стараясь избегать появления складок, становлюсь в центре шарообразного помещения и мягко командую: «включение». Под ногами ничего нет, и тем не менее я чуть приподнимаюсь над полом. Все. С этой минуты и до конца работы геометрический центр моего тела совпадает с центром вирт-кабинки. Можно прыгать, кувыркаться, совершать самые рисковые акробатические кульбиты – реальное положение в пространстве не изменится.

Даже если электричество отключат. Бесперебойник стоит.

- Начало работы.

Свет погас, стены отдалились, вокруг простерлась чернота космоса с яркими точками сияющих звезд. Вроде бы эту заставку критиковали врачи, утверждая, что она развивает у детей агорафобию. Не знаю, не успел испугаться. Метрах в двух передо мной возникло изображение мужчины лет сорока, с располагающей внешностью и одетого в строгий консервативный костюм. Я поморщился.

- Пропустить заставку. Перейти к созданию персонажа.

Ничего полезного программа не скажет, а дольше четырех часов сидеть в обучающей игре школьникам запрещено законодательно. Считается, что слишком долгое пребывание в виртуале плохо сказывается на растущем организме, да и от учебы нас никто не освобождал. Мы, в теории, должны половину времени тратить на получение новых знаний по индивидуальному плану, чтобы во вторую закреплять их на практике в игре. На практике большинство старшеклассников рассматривает часы в кабинке как возможность развлечься на халяву и тупо монстров помочить.

Ну-ка, какие расы мне доступны? Компьютер на основе данных из личного дела сгенерировал персонажа-человека, но расу и некоторые характеристики можно сменить. Говорят, первый из сотен психологических тестов, используемых правительством для сбора информации о гражданах. Хотя сама игра – один большой тест. Выбираю эльфа (нпс-персонажи изначально настроены к ним доброжелательно, для меня этот бонус важен), смотрю на распределение очков по характеристикам и принимаю его, не меняя. Начальные характеристики особого значения не имеют, такие игры, как «Княжества», придуманы не для развлечения.

Так, имя… Оставить настоящее? Нет уж, спасибо. Лучше буду Андреем 1Малых, самый пристойный ник из списка свободных. Одежда, немного денег, карта в кошеле. Все, персонаж создан.

Современный вирт почти не отличается от реала, особенно если прорисовку и воздействие на органы чувств поддерживает мощный сервер. Нет, при желании выяснить, в какой из сфер обитания ты находишься, можно, есть методы. Их, кстати, в магии иллюзий изучают, надо бы получить несколько навыков. Но если не сосредотачиваться, то разницу уловить тяжело. Я мог бы поклясться, что стою на обочине деревенской улочки, каких и сейчас много в России, слабый ветерок чуть треплет длинные волосы на голове, а вокруг лают собаки, скрипят колеса проезжающей невдалеке телеги и перекрикиваются голоса:

- Васька, поганец, ты куда полез!

- Степанида, ты зачем на мою курицу помои вылила? Она теперь совсем нестись перестала, бедная! Компенсацию давай.

- Ишь, чего удумал, старый козел! Перебьешься!

- Опять новенький посередь дороги стоит. Эй, паря!

Я оглянулся. На меня смотрел мужчина лет сорока, одетый в короткие сапожки, штаны и длинную белую рубаху, подпоясанную веревкой.

- Первый раз у нас, так?

- Да – кивнул я.

- Тогда иди на рынок – он махнул рукой, указывая направление. – Там для новичка работа завсегда найдется.

- Спасибо – поблагодарил я за совет. Квесты мне пригодятся.

Рыночная площадь в Яслях всего одна, заблудиться сложно. Тем более, что я скачал с форума карту и более-менее в деревне ориентируюсь. Просто начальная локация для всех игроков немного отличается: один и тот же нпс может дать квест на вскопку огорода, или доставку письма, или подарит навык. А может вообще ничего не дать и послать в грубой форме.

Дошел. Лавки с разложенными на них товарами, крикливые продавцы, снующие по рынку с деловым видом игроки с подсвеченными над головой никами. Обычная такая деревенская площадь, разве что техники нет и люди без наладонников или вирт-очков. На форуме писали, техника, причем современная, появится в большом мире, но использоваться будет в рамках мира. Посмотрим, что разработчики придумали…

- Здравствуйте, вы староста?

- Предположим – не очень приветливо протянул седобородый крепкий старик с посохом. – Чего надобно, малый?

- Я хотел спросить, нет ли у вас для меня работы.

 

Четвертый день, понемногу осваиваюсь. Все-таки отличий от обычных игр много, но и сходства тоже есть. Например, набившее оскомину задание по убийству крыс в амбаре толстяка-мельника или доставка писем из одного конца деревни в другой (ладно, хотя бы логика присутствует – письмо обозвали любовной запиской и потребовали конфиденциальности, то есть не болтать). Вот с крысами я сейчас и хочу разобраться.

Выполнить задание по очистке амбара я вчера не успел, сработал таймер и меня выбросило в реал. Сделаю сегодня, но сначала получу инициацию на мага у ведуньи Настасьи, чтобы не одной только дубинкой махать. Да, кое-какое оружие я заработал, попутно поднявшись на пару уровней. Что интересно, характеристики ловкости, силы и прочие не изменились вообще, зато прибавилось с десяток полезных умений вроде «дробящее оружие первого уровня с плюс 1% к урону» и ему подобных. Это понятно, характеристики идут в тесной связке с навыками, к которым я еще не приступал.

Е-мое, да здесь настоящий госпиталь.

Настасья, судя по толпящимся во дворе больным, являлась местной целительницей. Сидеть в очереди не улыбалось, попытка просочиться мимо страдальцев чуть не провела к потере жизни или как минимум здоровья, к счастью, я вовремя сориентировался и помог затащить внутрь приемного покоя здоровенного мужика с замотанной тряпками ногой. Вокруг носилок сразу захлопотала помощница, а я успел спросить ведунью насчет инициации. Вместо ответа Настасья в прямом смысле махнула на меня рукой:

- Отработаешь десять дней.

Тотчас перед глазами всплыло сообщение: «Поздравляем! Ваши чародейские способности теперь активны! Вы имеете право выбрать одно начальное заклинание» и список, под которым напоминание, что теперь я не имею права покинуть Ясли, не отдав долг. Неприятно, теперь десять дней потрачу если не впустую, то что-то около того.

Пожав плечами, выбрал «ледяную стрелу» из школы воды и пошел к амбару. Выбора нет, все маги при инициации чем-то расплачиваются с учителями. Здесь такой принцип – что-то важное нельзя получить даром, только заработать. Светозар, к примеру, требует помочь крестьянам с постройкой дома или мощением улицы, или урожай убрать, или еще что-нибудь в том же духе. Вот такой вот воспитательный момент, блин.

Возле амбара уже крутилась парочка игроков в хорошей для начальных уровней экипировке. Играют долго или сосредоточились на уровневой прокачке, то есть на чистой игре. На меня надеты стандартные для новичка штаны, такие же сапоги, рубашка и шапка, полученные в оплату за мелкие услуги, палка и на боку торба с несколькими кусками хлеба. Зато целых двенадцать серебрушек и восемь зелий жизни и маны, для мага просто необходимых. Только их не видно, поэтому неудивительно, что смотрели на меня с легким пренебрежением.

Мельник не требовал уничтожить абсолютно всех грызунов, задание имело несколько градаций. Десять хвостов – минимальный уровень, убийство крысиного короля засчитывалось за «отлично». Ну, посмотрим, как дело пойдет. Я обошел вокруг амбара, постоял в тенечке не шевелясь минут с пять и с «чувством глубокого удовлетворения», по любимой присказке нашего физика, увидел показавшуюся из щели серую носатую мордочку. Теперь надо разобраться с заклинанием. Возникшая в руке сосулька меняла вес в зависимости от вложенного количества маны, а с глазомером у меня, скажем откровенно, не идеально. Ясное дело, что первая брошенная мной льдина разбилась едва ли не в полуметре от выскочившей на волю крысы. К счастью – или несчастью, как стало ясно несколько секунд спустя – в отличие от своего живого прототипа зверек не попытался сбежать. Он с яростным писком бросился ко мне, за считанные мгновения преодолел разделявшие нас метры и торжествующе вереща, укусил сапог. Ммать! Больно-то как! Та самая реалистичность передачи ощущений, качество, за которое школьные игры ругают многочисленные комитеты матерей, врачей и правозащитников. Имитация не абсолютная, индивидуально рассчитанный болевой порог она никогда не превышает, но все равно приятного мало.

Короче, создать второе заклинание я и не пытался. Тупо дрыгнул ногой, а когда крыса пошла на второй заход, приложил ее палкой. Слава богу, программа не потребовала от меня свежевать получившийся трупик и первый хвост занял свое законное место в ячейке инвентаря. После чего я потратил оставшуюся энергию, создавая и бросая льдинки в словно специально подготовленный чурбак, попутно вспоминая совет Олега прокачать один из базовых воинских навыков. У каждой специальности имелись свои – рукопашный бой у бойцов, иностранный язык у шаманов, скульптура, нотная грамота или рисование у бардов, например. Похоже, мне действительно требуется нечто, спасающее на коротких дистанциях. Сосульку-то я натренирую, на форуме читал, отдельные спецы ее после пары месяцев без всякой автонаводки на десять метров в цель метают, а вот вблизи требуется что-то другое.

Добившись приемлемых результатов, перешел на другое место и снова принялся ждать. Следующую крысу выцеливал долго, не торопясь – между прочим, сапог теперь придется чинить. Попал, с одного выстрела сшибив серой заразе все здоровье. Мана понемногу восстанавливалась, поэтому я простоял на одном месте весь следующий и еще половину часа, периодически отстреливая вылезавших из нор зверьков и время от времени про себя матерясь на разработчиков. Потому что промахивался примерно в трети случаев. Материться вслух не мог по той же причине – за мат в игре накладывали дебафы, а в особо запущенных случаях даже снижали характеристики.

Двадцать один добытый хвост позволял рассчитывать на относительно хорошее вознаграждение, да и времени до выхода оставалось не очень много. Ладно, на сегодня достаточно. Сдам квест и схожу на рыночную площадь, поспрашиваю местных на предмет поручений. Если ничего выдающегося не найду, с завтрашнего дня пойду на отработку к Настасье – не люблю ходить в должниках.

 

Переборщили программисты с натуралистичностью.

Сегодня последний день, когда я работаю в местной больничке. Думаю, буду вспоминать это место как страшный сон – я по жизни очень брезглив, а здесь приходится иметь дело с самыми неприятными сторонами человеческой физиологии. Помогать в перевязке больных, менять грязное белье, обтирать лежачих, выносить за ними утки. Содержимое уток по основным показателям – цвету, форме и запаху – полностью совпадало с натуральным, видимым мной дома в унитазе, а ведь таскать их приходилось за рабочий день не раз и не два. Фуу…

Есть и хорошие стороны – за прошедшие десять дней я открыл пяток навыков. Ценность их невелика, в сумме на единицу характеристики, но лиха беда начало. Так составители борются с читерами. Те предметы, которые изучались в школьной программе (история, биология, иностранный) дают небольшую прибавку к характеристикам, в отличие от изученных самостоятельно. Хотя система не простая. Скажем, в школе я изучаю английский. Значит, навык «английский язык первого уровня» открывается у меня в том случае, если я сдам экзамен по программе первого-третьего классов и дает прибавку ноль целых одна десятая процента к интеллекту, заодно открывая доступ к «английскому языку второго уровня». Который, в свою очередь, соответствует школьной программе за четвертый и пятый классы и дает прибавку в три десятых процента. Одним словом, первые три уровня получить легко, при условии нормальной учебы достаточно повторить пройденный материал, но и характеристики они в сумме повышают всего на единицу.

Иное дело навыки, освоенные самостоятельно или в процессе игры. Тут два варианта – внешний и внутренний. То есть, к примеру, если ты дома, в кружке или с друзьями изучал программирование на нестандартных языках, то сдаешь экзамен колдуну-ритуалисту и получаешь честно заработанную единицу мудрости за первый же уровень. Еще одну за второй, третью за третий и так далее. Или можешь у него же попросить учебники, или даже заниматься час или два ежедневно прямо в игре, под конец обучения опять-таки сдав экзамен. Многие, кстати, предпочитают действовать вторым путем – материал освоить проще.

Все. Прием закончен, больные заснули, меня зовет Настасья.

- Ну что, Андрей, вышел твой срок.

- Вышел – согласился я, стараясь удержать облегченный вздох.

- Остаться не хочешь? Парень ты старательный, от работы не бегаешь, соображаешь быстро. Я бы тебя подучила кой-чему.

Интересно.

- Чему подучили, госпожа ведунья?

- Скажем, навык «первая помощь», двадцать академических часов обучения. Или «основы фармакологии», если химию до пятого уровня подтянешь.

Предложение в целом заманчивое, где медицинский навык, там и магическое умение, а целителя любая группа с радостью примет. Но потратить еще двадцать часов я сейчас банально не готов. Устал от больничных запахов, вида ран, от стонов, до одури похожих на настоящие. Хочу отдохнуть, расслабиться, десяток квестов выполнить.

- Я обязательно попробую, только попозже, можно? У меня на ближайшее время немного другие планы.

- Конечно можно – пожала плечами Настасья. – Срока действия разрешение не имеет. Приходи ко мне или любому другому целителю, когда будешь готов.

Ведунья развернулась и ушла, позволяя осмыслить ситуацию. А жизнь-то налаживается! Отработку закончил и теперь имею право покинуть Ясли, получил доступ к новой ветке развития, и самое главное – свобода! Полчаса свободного времени еще осталось, и я побежал на рыночную площадь, поспрашивать на предмет наиболее ценных квестов. Сегодня, конечно, уже ничего не успею, но завтра смогу начать сразу с утра.

Староста, обычно дававший наиболее интересные и выгодные задания, сидел на своем обычном месте. Он, кажется, только ночью отсюда и уходит.

- А, молодой ведун – приветствовал он меня куда дружелюбнее, чем в первую встречу. Репутация-то за прошедшее время повысилась. – Подрос, вижу, вижу… С чем пришел? Опять работу ищешь?

- Ищу, господин староста.

Старик покачал головой.

- Есть у меня работа, как не быть. Только ты сначала лучше бы пошел, объявления почитал. Может, что получше моего найдешь.

Невдалеке действительно стояла доска с предложениями работы, к которой я безуспешно сунулся еще в первый день. Вместо текста объявлений увидел надпись «прав доступа для просмотра недостаточно» и с тех пор искал квесты в других местах. Это что же, еще один бонус по результатам работы? Посмотрим, насколько велика плюшка.

«Поймать восемь живых птиц», «отнести письмо на дальние выселки», «провести тренировку с детской футбольной командой», «помочь мастеру в починке моста», «принести двенадцать стеблей дикого лука». На каждом объявлении стояла маленькая пометка-рекомендация, помогающая игрокам определиться, стоит ли брать задание. Просто информация, что туда-то лучше до восьмого уровня не соваться, а здесь предпочтительно знание магии или высокая скорость бега. И что выбрать? Квесты, интересные мне, слишком рискованные, а рекомендуемые моему уровню денег и опыта дают мало.

- Слышь, ты не маг?

Рядом стоял парень в экипировке воина. То есть в доспехах, с длинным мечем, щитом и рюкзаком за спиной, причем даже на первый взгляд вещи выглядели неплохого качества. По местным меркам, разумеется. Чтобы такими разжиться, требуется пахать не один месяц. Скорее всего, мой сверстник – доступ к школьным играм дается после четырнадцати лет или в особых случаях по медицинским показателям. Олег, к примеру, после аварии руками двигал с трудом, ему позвоночник по кускам собирали. Игру ему назначили в качестве терапии в двенадцатилетнем возрасте.

- Возможно.

- Класс! Пойдем на скелета в группе?

- На какого скелета?

Пацана звали Онгеносным – забавно, всего одну букву в слове переставил, а какой эффект – и ему требовалась по условиям задания кость нежити. Единственный на всю округу скелет, слабенький и чахлый, пользовался бешеной популярностью у игроков, поэтому раздраженные постоянными издевательствами над неупокоенным предком деревенские заперли бедолагу в склепе, навесив сверху магический замок. Открыть его Онгеносный, как ни пытался, так и не смог.

- Я даже флакон маны на печать вылил – поделился он горем. – Без толку.

- Понятно. От меня-то ты чего хочешь?

- Я на форуме порылся, там пишут, замок любой маг откроет. Нужно просто положить ладонь на печать и подать энергию, как в заклинание. Помоги, а?

- Ну – я задумался – что мне с того будет?

- Экспы получишь за командные действия за бесплатно – пожал плечами Онгеносный – драться-то со скелетиком буду я. Ладно, еще серебрушку сверху накину.

Получить серебряный и опыт почти даром – сделка прекрасная. Если, конечно же, все обстоит так, как он рассказывает.

- Ты точно справишься с нежитью?

- У меня уже десятый уровень, а у него всего-то шестой. Это у меня последний квест перед выходом в большой мир.

- Я бы с тобой сходил, но у меня время заканчивается – признался я. – Скоро из игры выкинет. Только если завтра.

- Нормально, у меня у самого двадцать минут осталось. Тогда давай встретимся здесь же завтра, в два по московскому.

- Договорились – мы пожали руки, скрепляя договор.

Выход.

Пока одевался, раздумывал, какому неординарно мыслящему человеку пришло в голову дать подросткам учебник-игру. Сейчас во многих коммерческих фирмах при найме молодых сотрудников, только что окончивших школу, требуют не школьный аттестат, не дипломы, а таблицу навыков. Это условно-открытая информация, для публичных категорий профессий типа политиков она выставляется в открытый доступ, в то время как обычные граждане могут запретить публикацию. Большинство запрещает.

Если мне не изменяет память, систему образования стали менять где-то в середине двадцать первого века. Тогда совпало сразу три фактора. Во-первых, закончилась череда мировых кризисов и у нас в России сформировался имперский социализм (на Западе до сих пор не поймут, как так получилось и что оно такое). Во-вторых, развитие технологий привело к появлению развитой виртуальной реальности, еще лет через пятьдесят переродившейся в полноценную сферу обитания. Тогда же создали первые вирт-кабинки, но они стоили дорого, не то, что сейчас. И, наконец, последним толчком стал закон «О домашнем обучении», принятый в две тысячи шестидесятом или около того. Он тщательно прописывал условия домашнего или дистанционного обучения детей, то, что в те времена называлось «хоумскуллингом».

Внезапно выяснилось, что школа в том виде, в каком она существовала тогда, не нужна. Дистанционное обучение дает лучшие результаты, намного более дешево, имелись и другие положительные моменты. Министерство образования пыталось игнорировать результаты исследований, но долго скрывать, что обучавшиеся по новым методикам дети банально больше знают и умеют, не получилось. Пришлось искать выход из неприятной для всякого чиновника ситуации, причем быстро.

Имелась тогда такая фирма, «Новые технологии». Контрольный пакет акций принадлежал то ли племяннику действовавшего президента, то ли зятю, не суть. Короче говоря, этот родственник – скорее всего, не сам, а с помощью аналитиков – мигом просчитал ситуацию, прикинул возможный рынок, пообщался, с кем надо, и предложил эксперимент. Дескать, я вам специализированные кабинки для вирта и школьные программы нового поколения, позволяющие готовить хороших специалистов – мы тогда опять к войне готовились – а вы мне денежку подкиньте и желательно побольше.

Проект, может, и планировался как попил бабла, но слишком уж пристальное внимание привлек, причем на всех уровнях. Пришлось работать. Первые лет десять результаты были спорные, потом технологии отработали, профессиональные педагоги и психологи создали нужные методики, нормальных сценаристов наняли, и постепенно обучение в вирте стало стандартом. Результаты всех устраивают: дети получают качественное образование плюс практические навыки, успевают понять, чем хотели бы заниматься во взрослой жизни, а общество может оценить не только их усидчивость и умение решать однотипные задачки из учебника, но и лидерские качества, хитрость, коммуникабельность, изворотливость, способность к нестандартному мышлению. То есть все то, что школьные педагоги раньше старательно задавливали.

А если повышать навыки не хочешь и просто играешь, моча монстров – твое право. Работай на погрузчике или просто сиди в вирте на минимальном пособии, экономика это позволяет.

 

На следующий день, как и договаривались, мы с Онгеносным снова встретились на рыночной площади. По его словам, кладбище располагалось в получасе ходьбы на холмах, причем в тех же местах растет особо нужный бабке Марьяне лопух. Квест бабка дала без вопросов и быстро, то есть совет пригодился.

Пока шли, разговорились.

- Воинами обычно становятся кто? – спрашивает парень и тут же отвечает. – Будущие армейцы, спортсмены, часто инженеры попадаются и вообще люди с математическим складом ума. Правда, они обычно в «Галактику» играют, в «Княжестве» их мало. Причем чистые бойцы встречаются редко, не то, что паладины или там рыцари смерти разные.

- А навыки у вас какие?

- Да те же, что и у магов, просто характеристики дают другие. И то, что для нас является базой, у магов считается второстепенной веткой развития. Но ограничений здесь нет, класс при желании сменить можно.

- Мне один парень советовал взять базовый навык по бойцам.

- Хорошее дело – кивнул Онгеносный. – Сила, ловкость и выносливость всегда пригодятся, даже если будешь социала прокачивать. Я своими глазами видел, как бобер пятого уровня завалил мага шестого, а почему? Вплотную подобрался. Живучести у перса мало было. Опять же, навык в резюме смотрится прилично, показывает, что чел нормальный, не ботан и не заучка.

Об этом я прежде не задумывался.

- Ты у кого учился?

- У кузнеца Ивана. Он вроде как бывший наемник и за деньги дает уроки. Ты что хочешь взять?

- Не знаю… Рукопашку, наверное.

- Угу, и выйдешь с голой пяткой против двуручника?

- Тогда что?

- Маги обычно с посохами или жезлами ходят – почесал затылок Онгеносный. – Хотя рукопашка тоже нужна. Знаешь, если время есть, лучше освой «боевые искусства». Это шест, дубинка, меч, нож и борьба без оружия на самом начальном уровне, общее время занятий примерно сотня часов.

- Сто часов?! – переспросил я.

- Многовато, я не спорю – согласился воин. – Зато немагические характеристики в сумме сразу на пять единиц повысишь, и бонус какой-нибудь наверняка выпадет. За непрофильный навык много чего дают.

- Да, но сто часов!

- Три-четыре месяца, если заниматься каждый день. Да ладно, ничего страшного. Нагрузки повышаются постепенно, массаж мышцам капсула обеспечивает, травмы на тренировках не грозят. Сказка, а не учеба!

- Ты еще скажи, через год черный пояс получу.

- Не, обломись. Чтобы профессионалом стать, надо в реале заниматься.

Маленькое кладбище оказалось окружено высоким забором, запертым на большой висячий замок. Пришлось перелезать через стенку. В игре существует воровской навык «вскрытие», объединяющий в себе как взлом замков, так и основы хакерских атак на чужие компьютеры, но его просто так не получить – требуется выполнить сложный квест и иметь высокую репутацию. Говорят, те, у кого он прокачан, пользуются пристальным вниманием спецслужб и крупных госкорпораций.

Наложенная на помпезный склеп печать тускло светилась синим. Вот интересно, кто придумал поместить в антураж российской сельской глубинки декорацию из средневековой Европы? Должно быть, с чувством юмора человек. Последнее пристанище бывшего старосты смотрелось в окружении ухоженных могилок примерно как прыщ на лице светской красавицы, то есть сразу бросалось в глаза.

На форуме писали, просто положить ладонь на центр и начать переливать ману…

- Ты готов?

Онгеносный надел шлем, вытащил меч из ножен и перебросил на руку щит со спины:

- Давай, начинай.

Ну, мое дело маленькое.

Задача действительно оказалась простой, можно сказать, примитивной. Правда, мой резерв оказался мал для полного заполнения печати и пришлось пожертвовать двумя зельями восстановления маны, но их в торбе еще три штуки осталось. Наконец замок щелкнул, раскрываясь на две половинки, и я проворно отошел в сторонку – мало ли что. Предосторожность оказалась не лишней. Стоило Онгеносному распахнуть дверь, как из темного проема пахнуло сыростью, раздался недовольный вой и на свет выскочило отвратительно выглядящее существо, только отдаленно напоминающее человека.

Я уже писал, что программисты перебарщивают с натуралистичностью? Тогда повторюсь: перебарщивают. Сильно.

Логически рассуждая, нежить, носящая гордое название «скелет», должна выглядеть как сборище отполированных костей, скрепленных между собой непонятным образом. Это в теории. На практике же восставший мертвец больше всего напоминал хорошенько обглоданный собаками труп с остатками жил и мяса на костяке. Хотя даже с внешностью можно было бы примириться, если бы не одно «но» - он вонял. Я стоял метрах в шести от буйного трупешника (кажется, у меня получилась спонтанная телепортация) спрятавшись за покосившимся крестом, и то меня от вони замутило. Какового же пришлось Онгеносному? Неудивительно, что парень слегка зашатался и в первые мгновения боя пропустил пару довольно сильных ударов.

Легкая миссия? Онгеносный только и мог, что закрываться щитом. Стало очевидно, что если ему не помочь, то сначала нежить добьет основного бойца, а потом займется мной, многолюбимым. Можно было бы попытаться убежать, но, во-первых, не факт, что получится, во-вторых, бросить товарища по партии означает серьезно просесть по репутации. Придется вмешаться.

Первая ледяная стрела прошла выше, вторая попала скелету в район поясницы. В госпитале я в свободное время тренировал бросок и в обычных условиях на десяти метрах уверенно попадал в чурбак размером метр на сорок сантиметров, просто сейчас руки дрожали. Третья слегка повредила старосте ногу, после чего он отвлекся от добивания Онгеносного и шустро развернулся в мою сторону. Пришлось спешно сматываться, попутно крича воину, чтобы скорее лечился – скорость у нежити явно превосходила мою.

Мы сделали всего один круг по кладбищу, прежде чем скелет меня догнал. Счастье великое, что произошло это возле склепа, где нас поджидал подлечившийся и пришедший в себя Онгеносный, разозленный на проявленную слабость. Он резко заступил дорогу почти целой нежити – две моих ледяных стрелы снесли с нее всего пятнадцать очков жизни из ста двадцати, правда, немного замедлили движения – и с ходу рубанул ее мечем по голове. Точнее, по черепушке, раскалывая ее надвое. Судя по результату, удар вышел критическим, потому что скелет замер и, пошатываясь, принялся неуклюже шарить вокруг руками. Которые Онгеносный тут же отрубил, после чего парой взмахов клинка избавил туловище и от нижних конечностей.

- С..ка, б..я! Я тебя…!

Мне потребовалась минут пять, чтобы отдышаться, и все это время напарник ругался, пиная ногами сползавшиеся кости. Наконец я смог вставить пару слов в непрекращающийся матерный монолог:

- Слушай, хватит уже. И так наверняка дебаф заработал.

Онгеносный еще раз пересчитал сапогом чужие ребра и с неудовольствием посмотрел куда-то перед собой. Похоже, насчет штрафа за мат я оказался прав.

- Минус двадцать процентов к ловкости на сегодня. Фигня, не страшно – тем не менее, ругаться он перестал, зато начал осмысленно растаскивать конечности в разные концы кладбища.

Упокоить нежить в игре можно либо особым образом зачарованным оружием, либо магией, либо сжечь. Первые пункты для нас недостижимы, а костер мы складывать не стали, хотя обоим очень хотелось. Деревенские разозлятся, если мы им предка окончательно прибьем, могут наказание наложить. Но задержать возрождение скелета нам вполне по силам, чем боец и занимался. Я же тем временем размышлял, имею ли право требовать долю в добыче после происшедшего – в конце концов, только мое деятельное участие позволило Онгеносному выполнить квест. Решил, что имею.

- Слушай, мы договаривались, что я постою в стороне и в драку не участвую, так?

- Так – вздохнул парень. Он сразу понял, куда я клоню.

- И без меня скелет мог тебя завалить, верно?

- Кость не отдам. Она одна такая.

- На кость не претендую. Но если найдем учебные свитки по магии, то ты их мне отдашь. Ну и денег добавь, что ли.

- Десяток серебряных устроит?

- Договорились.

Несмотря на страшненькое начало, для меня задание закончилось успешно. Получил опыт за участие в убийстве монстра, почти достигнув пятого уровня, денег заработал, плюс к репутации. Правда, ничего полезного в склепе не нашлось, все разграбили до нас, но я особо и не надеялся. Заклинаниям в игре учат в гильдиях или персонажи-наставники, учебные свитки попадаются крайне редко.

 

- Кончик меча нацель в горло противнику. Колени согни и расслабь, покачайся на ногах, вот так. Не напрягай мышцы, устанешь быстро…

Интересно, наш наставник – программа, искусственный интеллект или живой человек? Если первое, то сложность у нее умопомрачительная.

Признаю – погорячился. Брать «боевые искусства» целиком, а не отдельные поднавыки вроде «рукопашного боя» или «древковое оружие», не следовало. Просто меня поразило, насколько беспомощен может оказаться маг перед самой примитивной нежитью. Догонявшему меня скелету хватило бы одного удара, чтобы отбросить мое здоровье в красную область, причем возможное наличие доспехов принципиально ничего бы не изменило. Сожрал бы меня трупешник. Вот под влиянием происшедшего, все еще не отойдя от нервной дрожи, я побежал к кузнецу Ивану договариваться насчет занятий.

Урок на будущее – не принимать серьезных решений второпях.

Кузнец, зараза такая, брал двадцать серебряных за каждые десять занятий. То есть помимо того, что у меня ежедневно (ладно, почти ежедневно, примерно раз в неделю я позволял себе передышку) час или два уходили на тренировку, остальное время приходилось тратить на выполнение квестов. Денег-то нет, их надо зарабатывать. Счастье еще, что высокая репутация позволяла брать хорошо оплачиваемые задания, иначе точно в три месяца не уложился бы. Я довольно скоро понял, какую задницу сам себе устроил, но дать обратный ход было уже нельзя – пометка о проваленном обучении в будущем аукнется неприятными санкциями. Типа, недостаток воли, упорства и все такое.

Еще одним неприятным моментом являлся срок в четыре месяца, установленный для пребывания в Яслях. Нет, игрок имел право находиться здесь и дольше, никто его выгонять бы не стал, просто у него начинали возникать разные сложности. Например, староста переставал давать ему квесты, репутация у населения внезапно падала, на пути часто возникали мини-локации с дебафами и все в таком духе. Хотя я встречал упоминания только о двух мутных типах, протянувших в зоне обучения так долго – большинство игроков стремится выйти в большой мир. Там интереснее.

Хотя есть и плюс. В реале я никогда не находился в настолько хорошей физической форме, как сейчас. Поначалу, конечно, очень сложно пришлось, организм стонал, несмотря на помощь костюма, но в конечном итоге втянулся.

А ведь еще приходилось и обычные навыки подтягивать, типа биологии или геометрии. Прирост характеристик они давали минимум, игрового времени отнимали немного, так что иногда мелькала мыслишка забить на них и сосредоточиться на выполнении заданий. Не повезло – вмешалась мать. Она долго хохотала, узнав о моем обломе с кузнецом, потом, успокоившись, влезла в статистику и принялась полоскать мозги на предмет того, почему не получены все школьные навыки. Разразился маленький семейный скандал, окончившийся соглашением: я закрываю физику, химию и прочие школьные предметы, не снижая темпа изучения «боевого искусства», а мама увеличивает мои карманные деньги в два раза. Потому как времени на подработку, которой я занимался с двенадцатилетнего возраста – неофициально и незаконно, ясное дело – у меня уже не останется.

Вот примерно в таком темпе прошло месяца два, и я решил устроить себе отпуск. Достало, просто все достало. Хочу отдохнуть. Получается, что в игре я только учусь и работаю, хотя восемь из десяти моих сверстников сюда развлекаться заходят на халяву.

В общем, я договорился с Иваном, что примерно на неделю исчезну, и взял долгий лесной квест. Он в Яслях считался самым сложным, обычно его выполняли перед выходом в большой мир. Требовалось дойти до избушки волхва Касатона, избегая всяких дорожных неприятностей, и уговорить деда прийти в деревню, причем последняя задача считалась как бы не самой сложной – характер персу прописали больно вздорный. Сильных мобов по пути не встречалось, ловушки тоже были стандартные, уже виденные, основная трудность заключалась в самой дороге. Ориентирование на местности, устройство стоянки, лечение укуса ядовитой гадюки, переправа через реку и преодоление небольшого болотца.

Короче говоря, турпоход в одиночку, индивидуальное выживание на природе. Командами ходить нельзя.

Будучи горожанином в неизвестно каком поколении, с лесом я знаком не слишком хорошо. Так, пару раз выезжал на рыбалку с ночевкой, ну и на шашлыки с пацанами каждый год выбирался. Поэтому решил обратиться за советом к мудрому опытному человеку, потому как с первого раза квест проходило не более трети игроков, а умирать, пусть и в игре, не хотелось. Говорят, это больно.

- Что, «лесную жизнь» наконец-то ввели – понимающе закивал дядя Сережа. – Давно пора.

Он приходился мне дальним родственником со стороны отца и периодически навещал нас с матерью, привозя разные забавные штуковины. Работа в МЧС позволяла ему бывать в разных местах, даже на окраине Солнечной системы людей спасать доводилось, так что в предмете разбирался.

- Какую лесную жизнь?

- Серия новых сценариев, написанных по нашему заказу – пояснил дядя Сережа. – Решили сократить число квестов на гражданскую оборону, взамен увеличив долю нашего министерства.

Оказывается, школьная программа и сценарии игр пересматривались раз в десять лет. Иногда чаще, как во время буддийского джихада или Огненной революции, когда резко выросла активность террористов. Состояние программы отражало влияние того или иного министерства и ведомства – чем больше «профильных» квестов удалось пропихнуть, тем круче нынешний руководитель структуры. Неудивительно, что чиновники рубились за сценарии насмерть.

- Собаки у тебя нет?

- Нет, питомцы только в большом мире доступны.

- Избушки, строения по дороге есть?

- На форуме писали, ничего такого.

- То есть ночевка в лесу – кивнул дядя Сережа. – Понятно. Знаешь, в реале я бы тебе рекомендовал вообще не спать. Одну ночь перетерпишь, а бодрствующего человека зверь вряд ли тронет. Но раз уж тебе придется из вирта выйти, причем считается, что в это время персонаж спит, то сделай лучше так…

 

Девятнадцатый уровень. Три месяца и двадцать девять дней игрового времени.

Успел. Впритык, но успел.

Гадский навык «боевое искусство» дался мне большой кровью, причем и в прямом, и в переносном смысле. За время обучения я несколько раз неплохо получал по носу, сломал кисть, о растяжках и потертостях не говорю. Под конец срока думал плюнуть на все и превысить четырехмесячный лимит, но каким-то чудом сумел собраться и занимался без перерывов. Счастье еще, что задания выполнять было не обязательно – денег и опыта хватало, в сумке лежат четыре учебные книги с неизученными заклинаниями. Вообще с магией сложилась забавная ситуация: я, будучи по классу магом, владел всего шестью заклинаниями (правда, хорошо прокачанными), но львиную долю времени тратил на обучение базовым навыкам воина. Поэтому выносливость и сила выросли едва ли не вдвое по сравнению с запасом маны.

Я бросил взгляд на таблицу характеристик, пробежался глазами по навыкам, скривился, вспомнив вчерашний экзамен. Кузнец Иван, кем бы он ни был, к своим обязанностям наставника отнесся со всей серьезностью. Спрашивал с нас, его учеников, строго. И больно. Экзамен обошелся мне в рассеченную губу(рукопашка), отбитый хребет (палка), гематому на плече (дубинка) и две неглубокие раны на груди (нож и меч). Тем не менее, результат мне засчитали, и обучение признали завершенным. Стоят такие муки пяти единиц характеристик? Нет, однозначно не стоят. Жалею я, что прошел обучение?

Нет, не жалею.

Знать, что ты выдержал, в чем-то себя преодолел – вот ради этого стоило горбатиться.

Даже в чем-то жалко тех парней и девчонок, которым жизнь такого урока не преподнесла. Они просто играли, повышали уровни, совершенствовали умения и, скорее всего, проводили время в игре куда веселее. Счастливые. Ну, может, все у них впереди. Разработчики постараются.

Интересно, какие еще уроки приготовила нам Игра?

Скоро узнаю.

Детство в Яслях закончилось. Я стою перед затянутой туманом аркой и готовлюсь выйти в большой мир.